Исцеляя душу, лечим тело?

0

Противопоставлять душу и тело начали еще античные философы. Мы унаследовали их взгляд на мир. Но физические и психические болезни взаимосвязаны. Пришло время научиться лечить себя с учетом этой реальности.

Исцеляя душу, лечим тело?

«Врач сказал, что спина у меня болит вовсе не из-за артроза и вполне возможно, что это скоро пройдет. Я не особо поверила, ведь почти год просыпалась с болью! Но на следующее утро спина была в полном порядке и до сих пор не болит, хотя прошло несколько лет», — рассказывает 52-летняя Анна.

Читайте также: Последние Новости.

По ее словам, никаким особым обаянием этот врач не обладал. Да и по специальности был вовсе не ревматологом, а гинекологом. Почему же его слова оказали такое волшебное воздействие?

Чудеса бессознательного 

Излечение представляет собой загадку бессознательного. Тибетский лама Пхакья Ринпоче1 рассказывал, как в начале 2000 годов медитация помогла ему справиться с гангреной ноги, когда врачи настаивали на ампутации. Но далай-лама, к которому он обратился за советом, написал: «Почему ты ищешь исцеления вне себя? В тебе самом есть исцеляющая мудрость, и, исцелившись, ты научишь мир исцеляться».

Пять лет спустя он ходил даже без костылей: ежедневная медитация и здоровое питание сделали свое дело. Результат, которого может добиться только настоящий виртуоз медитации! Но этот случай доказывает, что терапевтическая мощь нашего духа — не иллюзия.

Человек — единое целое. Наша психическая деятельность оказывает влияние на биологию и физиологию

Китайская медицина также считает, что наше «Я», психика и телесная оболочка образуют триединство. Эту же точку зрения разделяет и психоанализ.

«Я говорю со своим телом даже тогда, когда не знаю об этом», — утверждал Жак Лакан. Недавние научные открытия в области нейрологии подтвердили эти предположения. Начиная с 1990-х годов проводились многочисленные исследования, выявившие связи между иммунной системой, гормонами и психической системой.

Классическая фармакологическая медицина, в соответствии с представлением о теле как машине, принимает во внимание только нашу материальную оболочку — тело, но человек — единое целое. Наша психическая деятельность оказывает влияние на биологию и физиологию.

Так, при диабете, имеющем, на первый взгляд, мало общего с психологическими расстройствами, состояние улучшается, когда у больного складываются доверительные отношения с лечащим врачом2.

Исцеляя душу, лечим тело?

Сила воображения 

Термин «психосоматика» ввел в 1818 году австрийский психиатр Иоганн-Христиан Август Гейнрот. Он утверждал, что сексуальные порывы влияют на эпилепсию, туберкулез и рак.

Но первым врачом-психосоматиком в современном понимании был современник Фрейда Георг Гроддек. Он верил в то, что любой телесный симптом имеет скрытое значение, которое нужно тщательно проанализировать: например, боль в горле может означать, что человек сыт по горло…

Конечно, к такой концепции следует подходить с осторожностью. Просто понять причины расстройства недостаточно для выздоровления. Увы, душа вызывает у нас заболевания быстрее, чем лечит их.

Современная медицина уже не рассматривает болезнь изолированно, а стремится учитывать разноплановые факторы

Другие подходы (в частности, эриксоновский гипноз, НЛП) апеллируют к творческой силе воображения и его целительным свойствам. Основой для них служит старый добрый метод само­внушения, разработанный в 1920-е годы Эмилем Куэ, утверждавшим: «Если, будучи больными, мы представляем себе, что скоро наступит выздоровление, то оно действительно наступит в том случае, если это возможно. Даже если выздоровление не наступает, то страдания уменьшаются в той мере, насколько это возможно»3.

Он предложил простую формулу: «С каждым днем во всех отношениях мне становится все лучше», которую больной должен был повторять утром и вечером.

Схожих взглядов придерживался онколог Карл Саймонтон, разработавший в 1970-е годы технику терапевтической визуализации. Она до сих пор используется при лечении онкобольных. Например, можно представить себе, что болезнь — замок, который следует разрушить, а иммунная система — это танк, ураган или цунами, участвующие в его разрушении…

Идея в том, чтобы мобилизовать внутренние ресурсы организма, дав волю воображению и представляя, что мы сами изгоняем из тела пораженные клетки.

По всем фронтам 

Современная медицина уже не рассматривает болезнь изолированно, а стремится учитывать разноплановые факторы.

«В 70-е годы XX века в Индии состоялся грандиозный медицинский форум, на котором присутствовали представители здравоохранения более 2/3 стран мира. Форум предложил биопсихосоциальную модель развития болезни, — рассказывает психотерапевт, специалист по телесноориентированной психотерапии Артур Чубаркин. — То есть в качестве причин заболевания помимо биологических (генетика, вирус, переохлаждение…) стали рассматривать равноправно психологические (поведение, тип личности, степень инфантилизма) и социальные факторы (свою ли жизнь живет человек, состояние медицины в его стране). Форум предложил одновременно влиять на все три группы причин ради исцеления пациентов».

Сегодня мы больше не ждем, когда грянет гром и придется бежать к врачам. Все больше становится тех, кто ежедневно использует практики, которые благотворно действуют как на душу, так и на тело: медитация, йога, релаксация…

Мы также чаще отдаем предпочтение тем поведенческим реакциям, которые создают связи с другими людьми: речь идет об эмпатии, альтруизме и благодарности. Возможно, хорошие отношения со всеми теми, кто нас окружает, — лучший путь к крепкому здоровью.

1 В книге «Меня спасла медитация» (в соавторстве с Софией Стрил-Ревер).

2 «История психосоматики», лекция от 18 июня 2012 г., на сайте societedepsychosomatiqueintegrative.com.

3 Эмиль Куэ «Школа самообладания путем сознательного (преднамеренного) самовнушения» (ЛКИ, 2007).

Оставьте ответ